Загружаю выставку

 

12 декабря исполняется 20 лет основному Закону Российский Федерации — Конституции. Принятая в сложных внутриполитических условиях распада СССР и последовавшего вслед за этим конституционного кризиса 1992-1993 гг. она пережила все политические перипетии и до сих пор остается основой, на которой базируется политическое устройство нашей страны.

В 1990–1991 году произошёл распад СССР. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР приняли Декларацию о государственном суверенитете, в которой впервые была поставлена задача разработки новой Конституции на основе провозглашенных принципов, таких как: принцип разделения властей, приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР; равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций; необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв РСФСР. Сформированная по итогам этого решения Конституционная комиссия начала свою работу 16 июня 1990 года. Однако сложная внутриполитическая обстановка, начавшееся противостояние законодательной и исполнительной властей привели к тому, что вся работа над текстом Конституции была сведена к внесению многочисленных и противоречивых изменений в действующий текст советской Конституции.

Введение 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов поста президента при сохранении неограниченных полномочий Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР породило в России фактическую проблему двоевластия. А наличие острых политических и экономических проблем, ставших закономерным итогом распада СССР привело к острому противостоянию двух политических группировок, центом объединения которых стали с одной стороны Президент Б. Н. Ельцин и, с другой, — председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов.

Ссылаясь на то, что в условиях экономического кризиса законодательная власть стала главным препятствием на пути экономических реформ, президент заявил о невозможности продолжения сотрудничества с ней. Высшей точкой данного противостояния стал внутриполитический кризис и переворот сентября — октября 1993 года, в основе которого лежал разворачивающийся еще с 1992 года конституционный кризис.

Произошедшие за два последних года коренные изменения во внутриполитической жизни страны приводили к тому, что старая Конституция 1978 года уже не соответствовала существовавшим на тот момент политическим реалиям (хотя бы потому, что на карте уже перестала существовать и сама страна, в которой она принималась — СССР). А это в свою очередь неизбежно вело к постоянным столкновениям интересов разных политических сил и нарушениям номинально существующего политического устройства со стороны Президента РФ (появление этой должности уже само по себе символизировало начало новой политической эпохи). Весной 1993 года, Съезд уже предпринимал несколько попыток объявить импичмент президенту, однако в то время они ещё не нашли достаточной поддержки. Был инициирован референдум, проведенный 25 апреля 1993 года и включавший 4 вопроса:

1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 %, ответивших «да»)

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 %, ответивших «да»)

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 %, ответивших «да»)

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 %, ответивших «да»)

В итоге референдум продемонстрировал доверие большинства проголосовавших президенту Российской Федерации Борису Ельцину.

Указ Президента Российской Федерации «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» (7 октября 1993)

Бурные события начали разворачиваться с 21 сентября с издания президентом Б. Н. Ельциным Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», суть которого, фактически, сводилась к роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета и последовавшему за этим назначению выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, что было прямым нарушением действовавшей на тот момент Конституции. На основании этого Верховный Совет и Съезд народных депутатов отказались подчиниться данному указу президента, расценив его действия как государственный переворот, и объявили о переходе власти к вице-президенту Руцкому. В ответ на подобные действия Частям милиции, подчинившимся Борису Ельцину и мэру Москвы Юрию Лужкову, был отдан приказ о блокаде Дома Советов. 4 октября Съезд и Верховный совет были разогнаны с применением оружия и бронетехники.

Основным итогом бурных событий 1992-1993 гг. стал слом старых порядков и ликвидация советской модели управления страной, взамен которой необходимо было срочно создать новую политическую базу для строительства нового общества. И в этих условиях принятие Конституции должно было способствовать установлению стабильности в стране.

Итоговый текст Конституции представлял из себя симбиоз проекта, разработанного Конституционным совещанием, созванным по указу Президента, проекта Конституционной комиссии и доработок, предложенных субъектами Российской Федерации, депутатами, различными фракциями, специалистами, рабочими группами. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») опять же был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу РФ и Совет Федерации.

Указ президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» (15 октября 1993).
Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993).
Указ Президента Российской Федерации "О финансировании расходов на проведение всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации (6 ноября 1993).
Смета расходов, связанных с проведением всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации (6 ноября 1993).
Указ Президента Российской Федерации «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» (6 ноября 1993).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» (24 декабря 1994).
Проект Конституции РФ. Золотое кольцо. 19.11.1993.
Обсуждение проекта Конституции РФ. По материалам местных газет.
Золотое кольцо. 10.11.1993. С.3 (слева)
Северный край. 3.12.1993. С.2 (справа)
2. Конституция 1993 года и Ярославский край

Трагические события осени 1993 года обошли Ярославскую область стороной, здесь политическая жизнь разворачивалась без жертв и столкновений. Результаты Всероссийского референдума показали, что большинство населения страны (в том числе и Ярославской области) поддерживает Президента и введение новой Конституции. В период с 23 по 26 ноября 1993 года социологическая служба информационно-аналитического управления администрации области проводила предварительный опрос граждан по проблемам предвыборной ситуации, который показал, что 44,4 % опрошенных готовы поддержать проект Конституции и только 5,9 % решительно против, оставшиеся 49,7 % не определились еще в своем решении. Сам референдум и выборы на территории области впервые прошли под наблюдением экспертов из Европейского союза (Великобритании и Голландии). Среди группы наблюдателей были такие известные политические деятели как депутат британского парламента от консервативной партии Р. Джексон, депутат голландского парламента г-жа Ван Киихленберг, историк и советолог из Института международных отношений Клингендаля (Голландия) Х. Хендрикс. В ходе пребывания на территории Ярославской области гости провели ряд встреч с руководителями города и области, наблюдали за ходом голосования, принимали жалобы и замечания кандидатов и граждан. По проведению голосования серьезных замечаний с их стороны не последовало, выборы были признаны действительными.

В понедельник 13 декабря окружная избирательная комиссия обнародовала результаты выборов в Федеральное собрание и по проекту Конституции по Кировскому избирательному округу. Здесь участие в голосовании приняли 296 784 избирателя из 565 560 граждан, за проголосовало 192 916 человек, против — 94 998. Депутатами в Совет Федерации были избраны А. И. Лисицын и Е. Б. Мизулина. В целом по области около 66% населения проголосовало за новую Конституцию, продемонстрировав тем самым свою поддержку президенту. Общие итоги выборов по области несколько отличались от общероссийских: первое место получил блок «Выбор России» — праволиберальный избирательный блок, учредителями которого были политическое движение «Выбор России», движение «Демократическая Россия», партия Демократическая инициатива и Крестьянская партия России. На учредительном съезде избирательного объединения «Выбор России» была принята программа, основное внимание которой уделялось проблеме развития демократических свобод, формированию условий для развития малого и среднего предпринимательства, защите частной собственности. Главные программные принципы были обозначены в триаде «Свобода. Собственность. Законность». В отношении политики президента России Бориса Ельцина блок занял позицию однозначной поддержки.

ф.7884, оп.1, д.77, л.15 — Обращение к ярославцам «Демократической России» по вопросу поддержки референдума о принятии новой Конституции (май 1993).
ф.7889, оп.1, д.78, лл.4–9 — Предложения участников общегородского собрания избирателей по обсуждению проектов законов «Об изменении и дополнении Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».
ф.7884, оп.1, д.75, оп.30 — программные принципы избирательного блока «Выбор России».
ф.7884, оп.1, д.75, л.50 — Агитационный листок объединения «Выбор России» (1993).

Второе место по Ярославской области заняла партия ЛДПР, третье — «Женщины России», четвертое — КПРФ. Тогда как в целом по стране первое место заняла ЛДПР — 22,92%, второе — «Выбор России» — 15,51%, третье — КПРФ — 12,40%, четвертое — «Женщины России» — 8,13%.

По результатам референдума новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. Это стало новым этапом конституционного развития страны. Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления. Указывалось, что носителем суверенитета и источником власти является ее многонациональный народ. Человек, его права и свободы признавались высшей ценностью. По сравнению с предшествующими Конституциями, Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина, закрепив принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет насилия, защита частной жизни и др. В новой Конституции последовательно проводился принцип идеологического, религиозного и политического многообразия. Полностью ликвидировалась система Советов, было образовано Федеральное Собрание, введена система местного самоуправления. Четко и последовательно закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

В Ярославской области губернатор еще 12 октября 1993 г. подписал постановление о прекращении деятельности малого совета областного Совета народных депутатов. Советские органы власти были заменены Государственной Думой Ярославской области и муниципалитетами. Признание на уровне Конституции РФ многопартийности привело в Ярославской области, как и в целом по стране, к бурному процессу формирования различных политических партий, объединений и групп. К середине 1990-х годов по области эта цифра доходила уже до шестисот. Однако большинство из них существовало лишь номинально, было малочисленным и не могло никак повлиять на политическую жизнь края. Но были среди них и такие, которые, возникнув в те годы, по-прежнему играют большую роль на политической арене Ярославской области и пользуются поддержкой части электората. Из них нужно, прежде всего, назвать ярославскую организацию Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и ярославское отделение партии ЛДПР.

Ярославская областная организация коммунистической партии РСФСР-КПСС была создана Постановлением XXVIII Ярославской областной конференции КПРФ 6 февраля 1993 года, после чего началась активная работа по организации партийных ячеек на местах. ЯОО КПРФ принимала и до сих пор принимает активное участие в политической жизни области, включая законотворческую деятельность. В Ярославской областной думе с 1993 г. по сегодняшний день коммунисты обязательно занимают определенное количество мест, что позволяет им выступать со своими законотворческими инициативами. Особенно удачными для областной организации стали выборы 1995-1996 годов. Так кандидат от коммунистов на губернаторских выборах 1995 года получил 30% голосов, выйдя на второе место вслед за победившим А. И. Лисицыным. По результатам последних выборов в Думу шестого созыва КПРФ получила 4 мандата (11,07% голосов). В 1993 г. партия выступала за Советы народных депутатов, сохранение единства территорий бывшего Советского Союза и неприкосновенности Советской конституции. Находясь в оппозиции, ЯОО КПРФ неоднократно была инициатором проведения митингов, демонстраций, акций протеста.

ф.1505, оп.1, д.9, л.14 — Обращение областного комитета КПРФ к жителям области (7.10.1993).
ф.1505, оп.1, д.9, л.5 — Обращение ярославской областной организации КПРФ к жителям Ярославской области (1993).
ф.1505, оп.1, д.9, л.12 — Обращение к ярославцам, принятое на очередном заседании бюро областного комитета КПРФ (5.10.1993).
ф.1505, оп.1, д.10, л.3 — Обращение к ярославцам Ярославской организации КПРФ и патриотической организации «Возрождение» ЯОФТ (1993).
ф.1543, оп.1, д.40, лл.1,2 — Заявление Всесоюзной коммунистической партии большевиков по итогам референдума и выборов 12 декабря 1993 г.
ф.1505, оп.1, д.4а, лл.5–8 — Постановление и резолюция XXVIII ярославской областной восстановительно-объединительной конференции коммунистической партии РСФСР-КПСС (6.02.1993).

Вторая крупная партия ЛДПР, вышедшая в 1993 году в целом по стране на первое место по результатам выборов, в Ярославском крае тоже играла важную роль на политической арене. Например, в Рыбинске ей отдали предпочтение большинство избирателей. Ярославская региональная организация Либерально-демократической партии России (ЯРО ЛДПР) была создана 2 ноября 1993 года, а в январе 1994 отделом юстиции администрации Ярославской области был зарегистрирован ее Устав. Целью ЯРО ЛДПР являлась деятельность, направленная на построение правового государства через пропаганду идей либеральной демократии, признание плюрализма мнений и многопартийности. Так в Ярославской областной думе 5 созыва она имела свою фракцию, состоявшую из четырех депутатов. По результатам последних выборов в Думу шестого созыва ЛДПР получила 1 мандат (5,12% голосов).

ф.7989, оп.1, д.3, лл.1–5 — Устав Ярославской региональной организации ЛДПР (19.01.1994).
ф. 7989, оп.1, д.3, л.6об. —Свидетельство о регистрации Устава Ярославской региональной организации ЛДПР (19.01.1994).
ф.7989, оп.1, д.5, лл.6–7об. —Рекомендации по работе региональной организации ЛДПР.
1. Разработка текста Конституции и конституционный кризис 1992-1993 гг.