Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Уполномоченный при управлении оборонительных сооружений № 21 главного военно-инженерного Управления Красной Армии г. Углич Ярославской области

Фонд № Р-98

Крайние даты документов: 1942 — 1942 гг.

Описи фонда
Заголовок Даты документов
1 Опись № 1 дел постоянного хранения 1942 — 1942

Отчеты о деятельности, месячные финансовые отчеты, дело по личному составу.

Историческая справка


Работы по возведению оборонительных сооружений начались задолго до начала Великой Отечественной войны на участках возможных боевых действий, особенно после стратегических и тактических просчетов в финской кампании. С июня 1941 года, при сложившейся ситуации на фронтах, при отсутствии полноценных оборонительных коммуникаций и быстром продвижении немецких войск вглубь советских территорий, вопрос строительства тыловых защитных рубежей стал одним из основных в организации обороны страны.
Строительство оборонительных сооружений находилось в ведении Главоборонстроя Наркомата обороны СССР, в структуре которого были созданы Управления оборонительных работ (по рубежам, главным образом, по границам областей с их смежными территориями). Управления оборонительных работ объединяли низовые организации – военно-полевые /полевые/ строительства (ПС), разбитые на стройучастки, каждое полевое строительство имело определённое число стройбатальонов с командным составом и свой порядковый номер. Стройбатальоны (трудбатальоны), входившие в состав этих полевых строительств, состояли из 4-х рот (редко – из 3-х рот) и обозначались специальным структурным номером.
Строительство Ярославских рубежей – в Ярославской области – осуществляло 3-е Управление оборонительных работ (УОБР-3) в координации действий с 3-й Саперной армией (начальник штаба - полковник Гречкин). На Ярославских рубежах полномасштабные работы развернулись к осени 1941 года, в это время начальник УОБР-3 – майор госбезопасности Журин, его заместитель – Ганзбург. 3-е Управление оборонительных работ объединяло 12 полевых строительств, каждое из которых обслуживало свой участок линии оборонительных сооружений. Например, на 6 ноября 1941 года – участок сооружений от с. Ломки до с. Золоторучья (линию строительства - Охотино, Кирьяново, Угольники, Учма, Большое и Малое Мельничное, Модявино, Юсово, Баскачи и другие деревни по этой линии, ближние к границам Угличского района) обслуживало ПС-22 (начальник Литвак), а далее – к городу Угличу и за него до границ Калязинского и Переславского районов – ПС-23, которые были сформированы на базе Волгостроя. Начальником ПС-23 был назначен один из руководителей строительства Угличского гидроузла лейтенант госбезопасности Рейниш.
На ноябрь - декабрь 1941 года в ПС-23 количество стройбатальонов доходило до 20-ти и более соответственно количеству строительных участков, число которых изменялось в зависимости от оперативной ситуации, соответственно изменялась их дислокация, расположение штабов участков и штабов батальонов, мест расквартирования личного состава. К примеру, на 15 декабря 1941 года ПС-23 объединяло 16 стройучастков с 26-ю стройбатальонами (часть из которых ещё комплектовалась), комендантской ротой, лесопунктом и дорстроем (подразделением дорожного строительства)1, а именно:
- 1-й стройучасток (штаб участка – Малая сторона г. Углича) обслуживало 1090 человек в составе стройбатальона № 863 (штаб батальона - г. Углич ул. Ленина);
- 2-й стройучасток (формировался, штаб участка – г. Углич ул. Ленина),
- 3- й стройучасток (формировался, штаб участка – с. Улейма Угличский район),
- 5- й стройучасток2 (штаб участка – д. Ратманово Угличский район) обслуживало 4388 человек в составе 5-ти батальонов – батальон № 1-А (штаб батальона – д. Кулиги Угличский район), 1-й чувашский батальон (штаб батальона – д. Пулохня Угличский район), батальон № 17 (штаб батальона – д. Гребенево Угличский район), батальон № 921 (штаб батальона – лагерный пункт д. Прокшино Угличский район), батальон № 928 (штаб батальона – д. Маймеры Угличский район);
- 6-й стройучасток (штаб участка – д. Лыткино Калязинский район Калининская область) обслуживало 2767 человек в составе 3-х батальонов – батальон № 15 (штаб батальона, предположительно,– д. Лыткино Калязинский район Калининская область), батальон № 927 (штаб батальона – д. Захарино Угличский район), батальон № 929 (штаб батальона – с. Семендяево Калязинский район Калининская область);
- 7-й стройучасток (штаб участка – д. Цилино Угличский район) обслуживало 2395 человек в составе 3-х батальонов – батальон № 880 (штаб батальона – с. Курышино Угличский район), батальон № 922 (штаб батальона – д. Хмельники Угличский район), батальон № 16 (штаб батальона – д. Деготницы Угличский район);
- 8-й стройучасток (штаб участка – с. Троицкое Угличский район) обслуживало 2564 человека в составе 3-х батальонов – 2-й чувашский батальон (штаб батальона – д. Мильцино Угличский район), батальон № 025 (штаб батальона – д. Владычня Угличский район), батальон № 015 (штаб батальона – д. Слобода Угличский район);
- 9-й стройучасток (штаб участка – д. Иванцево Угличский район) обслуживало 956 человека в составе 3-го чувашского батальона (штаб батальона размещался где и штаб участка);
- 10-й стройучасток (штаб участка – д. Вальцево Угличский район) обслуживало 1786 человек в составе 2-х батальонов – батальон № 2-А (штаб батальона – д. Андрейцево Угличский район), батальон № 926 (штаб батальона – д. Василево Угличский район);
- 11-й стройучасток (штаб участка – д. Бабаево Угличский район) обслуживал 201 человек, которых выделили из батальона № 17 стройучастка № 5;
- 12-й стройучасток (формировался, штаб участка – с. Золоторучье Угличский район), к декабрю 1941 года было укомплектовано 712 человек в батальон № 01;
- 13-й стройучасток (формировался, штаб участка – д. Кирьяново Мышкинский район);
- 14-й стройучасток (формировался, штаб участка – с. Учма Мышкинский район);
- 15-й стройучасток (формировался, штаб участка – с. Охотино Мышкинский район), к декабрю 1941 года было укомплектовано 680 человек в составе батальона № 014;
- 16-й стройучасток (формировался, штаб участка – с. Мышкино).
Отдельный батальон № 02 составляли Дорстрой (146 человек), лесопункт (394 человека) и Комендантская рота. На 15 декабря 1941 года насчитывала 422 человека личного состава.
На строительстве оборонительных рубежей использовался, безусловно, в основном ручной труд, но механизация процесса и его техническое обеспечение имели место, и здесь немалую роль играл опыт волгостроевцев – и рядовых рабочих, и инженерно-технического корпуса. При строительстве использовали: автомашины ЗИС-5, ГАЗ-АА, ЯГ-6, М-1, трактор ЧТЗ-С-60, трактор ХТЗ, трактор СТЗ - НАТИ газогенераторный, экскаватор «Комсомолец» одноковшовый с обратной лопатой, механическая скреперная лопата «Беккер», конные скрепера, бетономешалка передвижная «Егерь», бетономешалка «Рансом», камнедробилка «Блек», камнедробилка «Симсон», станки для гнутья арматуры «Футура», электросварочные агрегаты, транспортер «Ленинец», насосы - «Лягушка», «Иматра», «Гарде», вагонетки «Коппель», лебедка ручная «Козловая», металлические тачки ручные «Рикша» и пр.
К началу 1942 года строительство Ярославских рубежей, в том числе и угличской линии, завершено. 31 января 1942 года по 3-му Управлению оборонительных работ издается приказ № 151 за подписью начальника майора госбезопасности Журина об объявлении благодарности командно-политическому и рядовому составу строительных батальонов в связи с успешным окончанием работ оборонительного рубежа. В приказе, в частности, указывалось: «Строительство оборонительных рубежей закончено в установленный Правительством срок, с хорошими качественными показателями…»3. Из ПС-23 было поощрено 40 человек: бойцы батальона № 17 - Иванов А.И., Юренцев Ф.С., Плисов Д.А., Виноградов И.Н., Андреев М.С., фельдшер батальона № 880 Цветкова М.Н. и другие.
На 7 февраля 1942 года личный состав стройбатальонов ПС-23 составлял 14711 человек, из них находилось в строю 11682 человека, 1440 человек было отобрано в разные армейские части (действующую армию), и больные – 580 человек, не могущих следовать с батальонами при их передислокации, и 1009 человек, назначенных на гарнизонную комиссию по болезни4. К этому времени в составе ПС-23 входило 20 стройбатальонов и 21-м числился лесоотряд: стройбатальоны – 1-й, 2-й, 3-й чувашские, №№ 01, 014, 015, 023, 025, 2-А, 15, 17, 863, 880, 921, 925, 926, 927, 928, 929 и пересыльный пункт. О дислокации некоторых из них упомянем более подробно: 1-й чувашский батальон (штаб д. Прокшино Угличский район, лаг. пункт), 2-й чувашский батальон (штаб д. Васильково Угличский район), 3-й чувашский батальон (штаб д. Мокрая Угличский район), № 014 (штаб с. Охотино Мышкинский район), № 025 (штаб д. Владычня Угличский район), № 880 (штаб д. Горки Угличский район), № 921 (штаб с. Охотино Мышкинский район), № 925 (штаб д. Галачевская Мышкинский район), № 926 (штаб с. Улейма Угличский район), № 927 (штаб г. Углич, левый берег), № 928 (штаб д. Пудово Угличский район), № 929 (штаб г. Углич, завод ТТК-2 по Рыбинскому шоссе). По мере строительства штабы батальонов перемещали, также, как и штабы строительных участков, при этом для оперативной координации действий оба штаба размещали поблизости друг от друга. Направление перемещений штабов участков и штабов батальонов, показывает стратегию и тактику оборонительного строительства – оно велось от предполагаемого рубежа фронтовой линии в тыл, вглубь территории, чтобы при прорыве врага к границам области оборонительный рубеж был готов (шли бои под Москвой, на калининском направлении ситуация была критическая).
Штабы рот и личный состав рот, входивших в батальон, размещались в населенных пунктах в округе, близкой к штабу батальона. Так, к февралю 1942 года батальон 928 состоял из 4-х рот, их них 1-я рота дислоцировалась в д. Шелехове, 2-я – в д. Матвеевке и д. Осенине, 3-я – в д. Грибанове, 4-я – в д. Черницыне Грибановского с/с; батальон 929 – состоял их 4-х рот, и все были размещены на территории завода ТТК-2 – 1-я рота в бараке № 2, 2-я – в бараке № 8, 3-я – в бараке № 9, 4-я – в бараке № 7. Личный состав ПС-23 формировался из военнослужащих, мобилизованных военнообязанных, заключенных и пересыльных осужденных (Волголаг) с привлечением местного населения. Для строительства оборонительных сооружений Ярославских рубежей, в том числе и на угличско-мышкинской линии строительства, было задействовано оборудование, транспорт и материалы Волгостроя. Именно Волгострой обусловил оперативность и инженерную грамотность при строительстве оборонительных сооружений Ярославских рубежей (руководство 3-го Управления оборонстроя было полностью укомплектовано из работников Волгостроя). К февралю 1942 года, как уже отмечалось, строительство Ярославских рубежей завершено и переводилось на новые рубежи – в Калининскую область (ныне Тверская область). Сооружения Ярославских оборонительных рубежей передавались в ведение 3-й Саперной армии. Для расформирования Полевых Строительств Ярославских рубежей был организован ликвидационный комитет, который именовался – «Специальный аппарат 3-го Управления оборонительных работ», вскоре переименованный в «Уполномоченный оборонительного строительства»-21 (УОС-21, затем переименованный в УОС-2) с полномочиями действия в Ярославской и Вологодской областях (начало 1942 года – уполномоченный Ляховецкий). Из 12-ти Полевых Строительств Ярославских рубежей расформировано 11, в том числе ПС-22 и ПС-23. Для ликвидации ПС-22 и ПС-23 в Угличе создана организационная группа – Управление при Уполномоченном УОС-2. В городе одновременно с расформированием ПС-22 и ПС-23 проводилась передислокация стройбатальонов, сформированных из других Полевых Строительств и отправка их на новые рубежи в Калининскую область, в том числе организованы базисные (перевалочные) склады для имущества ликвидирующегося строительства в Ярославской области и дальнейшего его перемещения на Калининские рубежи. В целом, из Углича отправлено на Калининские рубежи 20588 бойцов стройбатальонов, из них только с ПС-23 перебазировано в Калязин для формирования ПС-1 Калининских рубежей 13,5 тысяч рабочих и 70 человек ИТР. Передислокация ПС-23 проводилась с 17 по 25 февраля 1942 года, пунктами назначения кроме г. Калязина были г. Кимры, г. Ново-Завидово, г. Иваньково. Например, к 23 февраля 1942 года из Углича отправлено личного состава ПС-23 и ликвидирующегося ПС-21 - 11484 человека. Личный состав передвигался либо пешим порядком, либо по железной дороге, имущество, в основном, грузили в вагоны, каждый вагон имел свой номер и на него составлялась внутренняя опись груза. Например, для перевозки одного лишь батальона расформировывавшегося ПС- 24 - батальона 881-го из 900 человек нужно было 26 вагонов, из которых – для бойцов 23 вагона, для лошадей – 1 вагон, для имущества – 1 вагон, для продуктов – 1 вагон5.
На период февраля – марта 1942 года Углич - узловой транспортный пункт в организации оборонительных сооружений Калининских рубежей, и один из основных узлов тыловой линии обороны фронтов северо-западного направления.

____________________
1 УгФ ГАЯО. Ф. Р-98. Оп.1. Д.3. Л.л.130-133.
2 Предположительно, 4-й участок в линии оборонительных сооружений – дислокация секретного объекта, поэтому в документах не отражен.
3 УгФ ГАЯО. Ф. Р-98. Оп.1. Д.3. Л.48. Оборонительный рубеж был сооружен настолько основательно, что до настоящего времени на территории Угличского района сохранились его остатки.
4 УгФ ГАЯО. Ф. Р-98. Оп.1. Д.3. Л.39.
5 УгФ ГАЯО. Ф. Р-98. Оп.1. Д.3. Л.90.

Переименования

Название Период
Уполномоченный при управлении оборонительных сооружений № 21 Главного военно-инженерного управления Красной Армии г. Углич Ярослвская область 01.01.1942 — 01.03.1942
Группа ВКонтакте Канал на Youtube