Ярославский уездный стряпчий, город Ярославль Ярославского наместничества (1779-1796гг.), Ярославской губернии (с 1796г.) 1779-1869 гг.

Фонд №: 158

Крайние даты документов: 1783-1869

Кол-во дел: 40

Уровень доступа: Открытый. Характеристика секретности: Открытый

Заголовок описиКрайние датыКол-во делОбраз
1Опись № 1 дел постоянного хранения1783-186940 

Историческая справка

Должность уездного стряпчего была введена в ноябре 1775 года на основе «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи». В предисловии к «Учреждениям» излагались причины, побудившие императрицу Екатерину II предпринять реформу местного управления и суда, где отмечалось, что «по великой обширности некоторых губерний, оные недостаточно снабжены как правительствами, так и надобными для управления людьми». Объединение в руках губернаторов и воевод административных, финансово-хозяйственных, полицейских и судебных функций было признано неудобным, поскольку от этого возрастают «своевольство и ябеды общие со многими пороками».

Согласно «Учреждениям» в каждой губернии создавался штат чинов прокурорского надзора: губернский прокурор с двумя помощниками – стряпчими уголовных и казенных дел. При губернских сословных судебных учреждениях (верхнем земском суде, губернском магистрате, верхней расправе) назначалось по одному прокурору и два стряпчих. В каждом уезде действовал уездный стряпчий, подчинявшийся губернскому прокурору.

На уездных стряпчих было возложено наблюдение за тем, чтобы «в уезде ничего противного власти, интересу, законам, учреждениям … и общему благу не происходило», а также, чтобы все «обнародованные законы, учреждения и указы» были исполнены. Уездный стряпчий осуществлял надзор за работой судов уезда и исполнением их решений, взысканием податей и судебных пошлин. Обо всех замеченных непорядках (неточном исполнении законов судами, непослушании, медлительности чиновников, нарушении благочинных правил, незаконных проступках и преступлениях и др.) стряпчий должен был доносить губернскому прокурору. Стряпчему вменялось истреблять зловредные взятки. Уездный стряпчий обязан был присутствовать при допросе и приведении свидетелей к присяге, при осмотре земель; требовать необходимые документы; вызывать истцов в суд; подавать апелляции; наблюдать за правильным ведением делопроизводства в присутственных местах, рассматривать в надлежащие сроки жалобы и прошения. Он должен был представлять губернскому прокурору ведомости о решенных и нерешенных делах в присутственных местах, происшествиях в уезде, содержащихся под стражей колодниках, появлении и распространении эпидемии холеры в городе и уезде, местных промыслах и т.д.

В его производстве находились дела о долгах и кредиторах, взыскании денег, нарушениях (задержках) с ответами из присутственных мест, спорных имениях, об опеке несовершеннолетних, жестоком обращении с крестьянами и др.

Уездный стряпчий определялся на должность наместническим (губернским) правлением.

В период правления императора Павла I (1796-1801) в органах прокурорского надзора произошли изменения. В губерниях были упразднены все прокурорские должности (прокуроры и стряпчие), кроме губернского прокурора, состоявшего при губернском правлении. В ходе реформ 1801-1811 годов, при императоре Александре I, должности губернских и уездных стряпчих были восстановлены.

В 1826 году уездным стряпчим было предписано наблюдение за правильным течением и решением дел казенных крестьян, а в 1827 году к их функциям добавилось посещение арестантских помещений и наблюдение за их довольствием.

Проведение в жизнь новой судебной реформы началось в ноябре 1864 года и проходило поэтапно. По мере введения судебных уставов, составлявших основу реформы, начиналось постепенное вытеснение из прокурорского надзора основного звена – губернского прокурора, губернских и уездных стряпчих. 28 апреля 1869 года по указу Сената должность уездного стряпчего была упразднена. На местах их деятельность прекращалась с 1 июля 1869 года.

18 августа 1777 года был принят штат Ярославского наместничества, учрежденного 23 февраля 1777 года, который определил структуру и состав местных органов власти. По указу Ярославского наместнического правления от 30 декабря 1777 года в уездные стряпчие г.Ярославля был определен титулярный советник Степан Назаров. При уездном стряпчем состоял один приказной служитель, выполнявший письменные работы и заменявший его во время отлучек. Ярославский губернский прокурор Иван Бушнев 5 сентября 1778 года сообщал уездным стряпчим, что «наместническое правление во все уездные суды посланными указами определило для уездных стряпчих отвесть особливые комнаты в тех же покоях, где оные суды находятся».

На основании указа императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Ярославское наместничество стало именоваться губернией. Новый штат, утвержденный 31 декабря 1796 года, упразднил должность уездного стряпчего. Согласно указу Ярославского губернского правления от 8 февраля 1797 года должность уездного стряпчего была ликвидирована. После разбора дел и документов, 15 апреля 1797 года Ярославский уездный стряпчий сдал решенные дела в архив губернского правления, а нерешенные - для дальнейшего рассмотрения в ведомство губернского прокурора.

Должность восстановлена на основании именного указа от 9 сентября 1801 года. Ярославский уездный стряпчий вступил в должность 1 января вследствие данного ему ордера губернского прокурора от 3 января 1802 года. Ему передавались от секретаря Ярославского уездного суда документы, отложившиеся в делопроизводстве суда по должности стряпчего.

В 1867-1868 годах Ярославский уездный стряпчий принимал участие в разборе и приведении в порядок архива уездного суда, прекратившего свою деятельность в соответствии с указом Сената, а также осуществлял прием архивных документов, упраздненных судебных мест Ярославской губернии.

Должность упразднена 1 июля 1869 по указу Сената.

Документы фонда №158 Ярославский уездный стряпчий» поступили в Государственный архив Ярославской области в 1947 году по «акту о приемке архивных материалов» от 5 января 1947 года в количестве 37 ед.хр. за 1783-1869 годы. Проверки наличия и состояния дел фонда проводились в 1979 и 2000 годах.

По итогам проверки 1979 года в наличии оказалось 41 ед.хр., однако, документы, на основании которых количество дел увеличилось на 4 ед.хр. в деле фонда отсутствуют.

В связи с тем, что опись фонда №158 не соответствовала современным требованиям, составлена в одном экземпляре и написана от руки, было проведено в 2010 году ее усовершенствование.

Аннотация

В состав фонда входят: указы Правительствующего Сената; циркуляры Министерства юстиции; указы Ярославского губернского правления; циркулярные предписания ярославского губернского прокурора; отношения судебных присутственных мест; входящие и исходящие регистры; ведомости о содержащихся под стражей арестантах и др. В фонде имеются документы о наблюдении за исполнением судебных разбирательств, о разборке архивов упраздненных судебных мест и др.