Канцелярия Ярославского губернатора, город Ярославль Ярославской губернии.

Фонд №: 73

Крайние даты документов: 1775-1917

Кол-во дел: 18758

Уровень доступа: Открытый. Характеристика секретности: Открытый

Историческая справка

В 1796 -1797 годах была значительно упрощена система местных учреждений. Наместники и наместнические правления были упразднены. 12 декабря 1796 года последовал указ Павла I "О новом разделении государства на губернии".

В соответствии с этим указом Ярославское наместничество было преобразовано в Ярославскую губернию (ПСЗ, т.XXIII, № 177702), делившуюся на 10 уездов: Даниловский, Любимский, Мологский, Мышкинский, Пошехонский, Романовский, Ростовский, Рыбинский Угличский и Ярославский. После реформы 1861 года уезды были поделены на волости.

Главой губернской администрации стал губернатор. Основным административным учреждением губернии считалось губернское правление, возглавляемое губернатором.

В конце XVIII - начале XIX веков при губернаторе образовалась канцелярия, сначала состоявшая из одного секретаря (Д.Ф. ПРеображенский, Историческая записка об административном управлении с XVII столетия местностями, входящими в состав Ярославской губернии. Ярославль, 1900, с.17.).

В начале XIX века губернаторы были подчинены созданному в 1802 году министерству внутренних дел. Функции губернаторов были обширны и для придания большей оперативности их деятельности в первой половине XIX века был создан ряд коллегиальных и совещательных учреждений под председательством губернатора. "Наказ губернаторам" от 3 июня 1837 года провозгласил губернатора "хозяином губернии".

По мере усложнения деятельности Ярославского губернатора увеличивался штат его канцелярии и усложнялась ее структура. В 1820 году делопроизводство в ней распределялось между 4-я столами.

В ведении первого стола находились дела по штатам канцелярских мест, службе чиновников, рекрутским наборам, о происшествиях по губернии, взаимоотношениях крепостных крестьян с помещиками, ведомости о фабриках и заводах, переписка с вышестоящими учреждениями.

В ведении второго стола находились дела о квартировании войск, о внутренней страже, о недоимках, о землевладении, об арестантах, вопросы вероисповедания, переписка с другими губерниями.

В ведении третьего стола находились дела о недоимках, ревизиях и уголовные дела.

В ведении четвертого стола находилась регистрация входящих и исходящих документов. (ГАЯО. ф. 73, оп.1, д.1250, лл.1-2об).

Штат канцелярии состоял из секретаря, четырех столоначальников, трех помошников и пяти писцов. (ГАЯО. ф.73, оп.1, д.1250, л.3.)

В 1837 году в "Общем наказе гражданским губернаторам" были установлены для их канцелярий делопроизводственные формы. Губернаторам были даны права " иметь число писцов по мере надобности, не выходя из штатной суммы".(ПСЗ. т.12, № 10303).

В утвержденных 2 января 1845 года штатах канцелярии Ярославского губернатора значились: правитель канцелярии, пять помошников, регистратор, четыре чиновника по особым поручениям, число писцов не указано.( Д.Ф. Преображенский .Указ. соч.,с.29-30).

8 июня 1865 года были утверждены "Временные правила о преобразовании губернских учреждений ведомства министерства внутренних дел". Правила вводились с целью улучшения структуры и делопроизводства в канцеляриях губернаторов и губернских правлений. В них был определен круг вопросов, по которым должна вестись переписка в канцеляриях губернаторов. Это вопросы по обозрению губернии, составлению отчетов, по предметам, требующим особой тайны и личного распоряжения губернатора, по делам земств и дворянских выборов, о выдаче подорожных, выдаче заграничных паспортов и других срочных документов, переписка с военным командованием о движении и использовании войск, по делам печати и т.д.

Делопроизводство канцелярии велось по четырем столам, кроме того велось секретное делопроизводство по вопросам, представлявшим в то время особый интерес местной администрации. Это дела о выступлениях против существующей власти иее представителей. В таком виде канцелярия была до 1917 года.

В марте 1917 года на местах был ликвидирован ряд учреждений и должностей, в том числе и должность губернатора. Одновременно прекратили существование и канцелярии губернаторов.

Аннотация

Фонд является одним из важнейших среди фондов досоветского периода, хранящихся в архиве. Документы содержат информацию о политической, экономической и культурной жизни Ярославской губернии. В состав фонда входят указы Сената, циркуляры и предписания Министерства внутренних дел и его департаментов, отчеты губернаторов, ведомости к отчетам, статистические сведения, прошения разных лиц, журналы и постановления уездных земских собраний, дела о политических стачках, забастовках и демонстрациях, о надзоре за лицами, заподозренными в политической неблагонадежности, о волнениях крестьян.