В связи с проведением технических работ (начиная с 22 февраля) возможны сбои в работе Интернет-портала

Интернет-портал
архивной службы Ярославской области

Версия для слабовидящих

Герой Советского Союза Пылаев Евгений Алексеевич

Герой Советского Союза Пылаев Евгений Алексеевич

Евгений Алексеевич Пылаев (1919—1951) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Гвардии полковник.

Евгений Алексеевич Пылаев родился 5 ноября 1919 года в деревне Мельниково Любимского уезда Ярославской губернии РСФСР (ныне деревня Даниловского района Ярославской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. С детских лет с родителями жил в Ленинграде. Окончил 7 классов школы и школу фабрично-заводского ученичества «Юный водник», получил специальность судового механика. Работал в Северо-Западном речном пароходстве помощником механика Ленинградской пристани. Без отрыва от производства занимался в городском аэроклубе. По окончании курса обучения на самолёте У-2 в январе 1939 года Евгений Алексеевич поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. По окончании училища был оставлен в нём лётчиком-инструктором. В первый год Великой Отечественной войны Е. А. Пылаев занимался обучением молодых лётчиков. С приближением немецко-фашистских войск к Харькову Евгений Алексеевич вместе с училищем эвакуировался в Казахстан.

В действующую армию младший лейтенант Е. А. Пылаев попал только в августе 1942 года. В это время он в качестве лётчика-инструктора находился с группой молодых лётчиков в станице Слепцовской, где функционировали курсы подготовки командиров звеньев, и не упустил возможность попасть в боевую часть. В боях с немецко-фашистскими захватчиками Евгений Алексеевич с 13 августа 1942 года в должности пилота 88-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта. Участник Битвы за Кавказ. Боевое крещение принял в воздушном бою в небе над Моздоком. За первые двенадцать дней на фронте Евгений Алексеевич на истребителе И-16 произвёл 27 боевых вылетов. В это время он одержал и свои первые воздушные победы. 23 августа 1942 года в районе Моздока он сбил немецкий самолёт Ме-109. Ещё два истребителя Пылаев сбил в тот же день в составе группы. Особенно запоминающимся для Евгения Алексеевича стал налёт на немецкий аэродром Солдатская 2 октября 1942 года. В результате атаки группы советских истребителей противник потерял сразу 24 самолёта. Лётчик Пылаев в условиях мощного зенитного огня атаковал вражеские самолёты на взлёте и сумел сбить два «Мессершмитта». Точным огнём пушки он также зажёг стоявший на аэродроме транспортный самолёт Ю-52 и ещё один серьёзно повредил. Всего на истребителе И-16 к 11 ноября 1942 года Евгений Алексеевич совершил 143 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил 3 самолёта противника лично и 3 — в составе группы. Боевые вылеты он часто сопровождал штурмовками обнаруженных наземных целей. В период с 13 августа по 11 ноября 1942 года он уничтожил 4 танка, 11 автомашин с войсками и грузами, зенитное орудие, зенитный пулемёт, цистерну с горючим и свыше 40 вражеских солдат и офицеров.

В ноябре 1942 года 88-й истребительный авиационный полк был выведен на перевооружение. Его лётный состав прошёл переобучение на истребителях ЛаГГ-3. Евгению Алексеевичу в это время очень пригодились педагогические навыки, полученные им во время службы лётчиком-инструктором. Он одним из первых освоил самолёт, после чего помогал своим боевым товарищам в освоении новой боевой техники. Вскоре Е. А. Пылаев получил звание лейтенанта и был назначен заместителем командира эскадрильи с одновременным назначением на должность штурмана эскадрильи. 23 мая 1943 года полк вернулся в действующую армию и в составе 229-й истребительной авиационной дивизии принимал участие в воздушных сражениях на Кубани. В конце мая — начале июня 1943 года лётчики полка осуществляли прикрытие наземных войск в районе станиц Киевская и Молдаванская, которые планомерно расшатывали немецкую оборону на линии Готенкопф. Стремясь не допустить прорыва обороны, немецкое командование бросило в бой всю имевшуюся в его распоряжении бомбардировочную авиацию. Для этой цели были привлечены силы 4-го воздушного флота люфтваффе общей численностью до 600 самолётов. В эти напряжённые дни небольшим группам советских истребителей приходилось вступать в бой с армадами немецких бомбардировщиков численностью от 30 до 100 самолётов. Смело врезаясь в боевые порядки врага, советские истребители расстраивали его построение, сеяли панику и срывали прицельное бомбометание. Так, 31 мая 1943 года лейтенант Е. А. Пылаев в составе пятёрки ЛаГГ-3 участвовал в бою шестьюдесятью немецкими бомбардировщиками, следовавшими на бомбардировку советских наземных войск под прикрытием восьми истребителей. 2 июня в районе Киевской семь ЛаГГов полка, в том числе и ЛаГГ-3 лейтенанта Пылаева, вели ожесточённый воздушный бой с тридцатью Ю-87 и восемью истребителями прикрытия. 3 июня Евгений Алексеевич сам был ведущим группы из шести истребителей. Заметив идущую в район Киевской армаду немецких бомбардировщиков численностью до 70 самолётов типа Ю-87, он смело повёл свою группу в бой. В ожесточённом воздушном бою лётчики группы сбили семь Юнкерсов, два из которых были сбиты ведущим, но самое главное, группе удалось не допустить прицельного бомбометания. Всего за время напряжённых воздушных боёв в районе Киевская-Молдаванская лейтенант Пылаев сбил 4 вражеских самолёта лично и один в паре.

Во время боёв на Керченском полуострове старший лейтенант Е. А. Пылаев неоднократно поднимал группы истребителей на перехват немецких бомбардировщиков, шедших на бомбардировку переднего края обороны советских войск. Евгений Алексеевич в этот период провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 4 немецких самолёта. В ходе начавшегося 8 апреля 1944 года наступления войск Отдельной Приморской армии на Керченском полуострове Е. А. Пылаев совершал по четыре боевых вылета в день на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, взламывавших немецкую оборону. Евгений Алексеевич не только защищал их от атак вражеских истребителей, не допустив среди них ни одной потери, но и сам принимал деятельное участие в штурмовках, в ходе которых сжёг 6 автомашин с военными грузами и истребил около 15 солдат противника. За отличие в боях за освобождение Крыма приказом НКО СССР № 55 от 14 апреля 1944 года 88-й истребительный авиационный полк был преобразован в 159-й гвардейский. В середине апреля 1944 года Отдельная Приморская армия влилась в состав 4-го Украинского фронта, а 159-й гвардейский ИАП был передан в состав 8-й воздушной армии. В период боёв за Севастополь гвардии старший лейтенант Е. А. Пылаев совершал боевые вылеты на сопровождение штурмовиков и прикрытие своей военной инфраструктуры. В период с 19 апреля по 9 мая 1944 года он записал на свой боевой счёт три сбитых вражеских истребителя ФВ-190. За отличие в боях был произведён в гвардии капитаны. Всего к маю 1944 года Е. А. Пылаев произвёл 285 боевых вылетов с налётом 244 часа 50 минут, в том числе на перехват вражеских самолётов — 34, на разведку переднего края и войск противника — 33, на сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков — 152, на прикрытие наземных войск и объектов военной инфраструктуры — 34, на штурмовку — 32. Евгений Алексеевич провёл 94 воздушных боя, сбил 16 немецких самолётов лично, 3 самолёта — в составе группы и 1 самолёт в составе пары. 10 мая 1944 года командир полка гвардии майор В. И. Максименко представил гвардии капитана Е. А. Пылаева к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 26 октября 1944 года.

Евгений Алексеевич принимал участие а разгроме группы армий «Висла», в составе своего подразделения штурмовал Грауденц и Данциг. В рамках Берлинской операции Евгений Алексеевич принимал участие в боях за Пренцлау, прикрывал части 65-й армии во время форсирования реки Одер и дальнейшего наступления на Штеттин. 23 апреля 1945 года гвардии капитан Е. А. Пылаев одержал свою последнюю документально подтверждённую воздушную победу, сбив в районе населённого пункта Надрензее немецкий истребитель ФВ-190.

Всего к концу войны гвардии капитан Е. А. Пылаев произвёл 425 боевых вылетов, в том числе 143 вылета на истребителе И-16, 135 вылетов на истребителе ЛаГГ-3 и 147 вылетов на истребителе Ла-5. В воздушных боях он одержал 19 личных побед. Ещё четыре самолёта Евгений Алексеевич сбил в составе группы и один самолёт — в паре. В результате штурмовых действий им было уничтожено 3 самолёта на земле, 4 танка, 2 цистерны с горючим, 3 артиллерийских орудия, 23 зенитных орудия, 20 подвод с боеприпасами, до сотни автомашин с войсками и грузами, несколько железнодорожных вагонов, склад с боеприпасами и до 300 вражеских солдат и офицеров. Боевой путь Е. А. Пылаев завершил на аэродроме Пазевальк в 115 километрах от Берлина.

 

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.

Герои огненных лет: очерки о Героях Советского Союза – ярославцах. 3-е изд / сост.: И. И. Сидоров, Б. П. Румянцев. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1985. — С. 314—315. — 455 с.

Бодрихин Н. Г Советские асы. Очерки о советских летчиках. — М: ЗАО КФК «ТАМП», 1998. — С. 210. — 324 с. — ISBN 5-89883-001-4.

Ягодинский Е. А. Золотые Звезды речников: очерки о речниках, удостоенных звания Героя Советского Союза: в 4 выпусках. Выпуск 2. — М: ДОСААФ, 1976. — С. 97—100. — 133 с.

Карданов К. Л Полет к Победе. Записки военного летчика. — Нальчик: Эльбрус, 1985. — 280 с.

Пшеняник Г. А. Долетим до Одера. — М: Воениздат, 1985.

М. Ю. Быков Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.. — М: «Яуза» - «ЭКСМО», 2007. — С. 1061. — 1477 с. — ISBN 978-5-699-20526-4.

 

Группа ВКонтакте Канал на Youtube